«Петербургский дневник»: Музыкальный театр имени Федора Шаляпина делает шаг в будущее
Прошлой весной в театре, тогда еще носившем название «Мюзик‐Холл», состоялся прощальный концерт «Шаг в будущее». С тех пор прошел год — «Петербургский дневник» узнал, что сделано за это время.
Здание театра, в котором, кажется, был десятки раз, сегодня выглядит совсем незнакомым. Прежде всего, оно поражает своим размером.
Подземный этаж
«Это из‐за того, что мы сняли отделочные слои. «Видите, — показывая на колонны, говорит исполнительный директор ПСБ «ЖилСтрой» Таисия Борман. — Теперь, когда они без обшивки, кажется, что места здесь гораздо больше, чем было прежде, и как будто стало просторнее».
Но дело не только в объемах. Впечатляет масштаб работ. Внизу как будто разверзлась пропасть. А высоко над головой уже не крыша, а временная кровля.
Каждый день на работу выходят порядка 150 человек и 18 единиц техники. Сейчас строители занимаются самой сложной работой — формируют дополнительный, а по сути, новый, подземный этаж.
«Это пространство нужно, чтобы у сцены, наконец, появилась нижняя механизация; там разместятся четыре подъемно‐опускные площадки, которые позволят менять декорации в процессе спектакля. Раньше такой технологии в театре не было. Также мы переведем туда всю гостевую зону. Там, как в Мариинском‐2, будут гардеробы, туалетные комнаты, помещения для оркестрантов, хранения инструментов и оборудования, декорации для спектаклей текущего репертуара», — рисует перспективу директор Музыкального театра имени Федора Шаляпина Юлия Стрижак.
Но это в будущем. И представить, что на месте зияющей ямы появятся столь нужные театру помещения, пока трудно.
«Мы демонтировали фундаментную плиту, и сейчас идет откопка для того, чтобы понижать и формировать дополнительный подземный этаж», — пытаясь говорить как можно понятнее для далеких от стройки людей, объясняет Таисия Борман.
1436 свай
Для того чтобы углубиться на более чем 6 метров от уровня сцены, выполнены буроинъекционные сваи, всего их 1436 штук. Они заняли места вдоль всех существующих стен и колонн. Как раз на них и падет вся нагрузка, когда здание будет «перевешиваться».
То, что нам, непосвященным, кажется фантастичным, для строителей — новая технология. Правда, в данном случае есть свои особенности.
«Уникальность состоит в том, что все сложные технологии нулевого цикла соединились и используются в одном месте», — уточняет руководитель.
Здесь же, на глубине, расположится и оркестровая яма, которая будет подниматься и опускаться на несколько уровней. Кроме того, она станет значительно просторнее, и музыкантам оркестра Фабио Мастранджело «Северная Симфония» больше не придется тесниться.
Кругом вода
Оказывается, расположенный рядом Кронверкский канал выглядит красиво и романтично только для публики. А вот для самого театра несет сплошные неприятности.
По словам специалистов, вокруг бывшего Народного дома очень серьезный уровень грунтовых вод, и их надо понижать. На это обращали внимание еще хозяева здания.
«У нас было постоянное подтопление подвалов, влажные стены, причем даже в открытых гостевых зонах, — отмечает директор театра. «Сырость очень опасна, она как бы «высасывает» акустику, которая для музыкального театра крайне важна», — вторит ей Фабио Мастранджело.
Сейчас вокруг здания выполнено шпунтовое ограждение, и оно отсечено от прилегающих соседних зданий (это Планетарий и театр «Балтийский дом»). Как говорят специалисты, контур уже замкнут. Это сделано для того, чтобы вода больше не поступала извне.
А вот, казалось бы, напрашивающееся сравнение с дамбой оказывается неуместно.
«Если говорить упрощенно, это большое количество насосов, которые постепенно и планомерно понижают уровень вод. После завершения нулевого цикла мы их извлечем и будем заниматься земельными работами по периметру», — говорит начальник строительного участка ПСБ «ЖилСтрой» Николай Слотин.
Пойдут под замену и все инженерные системы. Они уже давно устарели и не отвечают современным нормам. «Мы должны подстраиваться под новые реалии», — резюмирует исполнительный директор стройки.
Для артистов и зрителей
И вот мы уже на высоте четвертого этажа. Здесь идет демонтаж подвесной системы потолка.
«Все эти фермы будут демонтироваться, и на этом самом месте, где мы с вами стоим, будет репетиционный зал для оркестра», — говорит наша провожатая. А мы вновь вспоминаем Фабио Мастранджело, который уже давно мечтает о комфортном и удобном помещении для музыкантов.
Железобетонный купол театра — один из самых больших в Европе. Он представляет большую историческую ценность, поэтому реставрировать его будут максимально бережно.
«Изменятся и объемно‐планировочные решения. Все будет приспособлено под существующие нужды, чтобы было удобно и посетителям, в том числе маломобильным гражданам, и сотрудникам», — уверяет Таисия Борман.
Однако сложности, пусть и не столь глобальные, все же имеются.
«Основная проблема — очень стесненные условия площадки. Наши бытовые городки вынесены за стройплощадку. Но все равно, когда здесь работает несколько единиц техники, ей не разъехаться. Да и место для складирования материалов ограничено», — отмечает руководитель.
Выйти из нуля
Фасады, как и само здание, исключительно исторические. И неплохо сохранились, хотя и требуют некоторой «ретуши».
«Все фасады и декоративные элементы, расположенные на них, мы будем реставрировать. Также, как исторические лестницы и ограждения внутри здания. Они будут воссозданы в полном соответствии с историей. Станет красиво», — заверяет Николай Слотин.
Коснутся перемены и неказистой пристройки. Сделанная в 1984 году, сегодня она по своему внешнему виду резко диссонирует с основным зданием. «Мы также выполним ее в новом исполнении, но в таком же стиле», — говорит мастер.
Закончить первый, самый сложный этап работ, или, как говорят строители, выйти из нуля, планируется к ноябрю этого года. Тогда же приступят к фасадам, перекрытиям и кровле.
Идем по графику
Таисия Борман и Николай Слотин, за плечами которых уже не один знаковый объект города, признаются: несмотря на сложности, работать им здесь безумно интересно. История здания, в котором выступали Федор Шаляпин и Леонид Собинов, делает их работу особенно значимой. А тот факт, что театр любим публикой, которая очень ждет его открытия, налагает на них особую ответственность.
По словам строителей, современные театральные технологии гармонично вписаны в архитектуру исторического здания. Все работы проводятся в соответствии с требованиями КГИОП, поскольку здание театра является объектом культурного наследия федерального значения.
«С материалами проблем нет. Финансирование стабильное. Со всеми службами города мы сотрудничаем в рабочем порядке», — отмечает Таисия Борман.
«Все делается по поручению нашего губернатора Александра Дмитриевича Беглова. Он лично, несмотря на непростые времена, принял решение о реконструкции нашего театра. И сейчас внимательно следит за ходом работ», — подчёркивает Юлия Стрижак.
По условиям контракта, заключенного в декабре 2022 года, завершить все работы планируется к концу 2026 года. «Идем по графику, и все порученные контрактом работы будут выполнены в срок», — уверена Таисия Борман.