+7 (812) 438-80-55

Деревянное здание оранжереи у дачи
В.Ф. Громова

Комплексная реставрация деревянной постройки началась сразу же после окончания работ по благоустройству Лопухинского сада.

История места

Дача‐усадьба с парком

Участок земли у Каменноостровского моста при Павле I был пожалован графу Г.Г. Кушелеву‐Безбородко, от которого вскоре перешел в собственность князю Петру Васильевичу Лопухину. На большой территории развернулись работы по созданию загородной дачи‐усадьбы с большим пейзажным парком.

Оранжереи, фонтаны и грот

В 1848 году участок купил крупнейший российский лесопромышленник и  меценат Василий Федулович Громов. В 1850‐х годах архитектор Георгий Винтергальтер построил новый двухэтажный дом, а архитектор Алексей Горностаев возвел в саду оранжереи, устроил гроты, фонтаны, беседки и каменную террасу с лестницей у пруда. Перепланировкой сада занимался собственный садовник Громова Е.В. Одинцов, автор сквера на Исаакиевской площади.

Дача Громова становится центром проведения музыкальных праздников. В 1866 году здесь состоялся торжественный прием по случаю прибытия в Санкт‐Петербург американского посольства. 

Редкие растения, которые росли в оранжереях Василия Федуловича, могли соперничать с раритетами Ботанического сада. Громов оказывал большую помощь Обществу садоводов и Обществу защиты животных.

Переходный период и запустение

После смерти Василия Громова в 1870 году дача принадлежала разным владельцам: в начале 1890‐х годов здесь жил литератор Иероним Ясинский, у которого часто бывал Антон Павлович Чехов, в 1894 году бывший участок Кушелева‐Лопухина‐Громова приобрел крупный банкир Федор Алферов. В 1897 году он начинает распродавать южную часть участка под жилую застройку.

В 1926 году в связи со смертью Ф.Э. Дзержинского по решению Ленсовета Лопухинский сад получает название — Сад Клуба Союза рабочих государственных учреждений имени Ф.Э. Дзержинского. 

К 1939 году в бывшем здании дачи Громова располагается Дом пионера и школьника.

С 1939 года в перестроенном двухэтажном служебном корпусе, примыкающем к даче, находилась опытная станция Ленинградского телецентра.

В 1991 году по решению Санкт‐Петербургского городского Совета народных депутатов Лопухинскому саду возвращено историческое название.

Последние годы здание не эксплуатировалось, что привело к значительному ухудшению состояния фасадов и отделки интерьеров.

Реставрация

Комплексная реставрация деревянной постройки началась сразу же после окончания работ по благоустройству Лопухинского сада. 

2015 год

По программе КГИОП из городского бюджета были выделены средства на разработку проектной документации и первоочередные противоаварийные работы. Далее последовала реставрация крыши, стен и перекрытий. В 2018 году заключены государственные контракты на выполнение работ по реставрации западного и южного фасадов, наружного металлодекора, столярных заполнений.

2016 год

Первое, с чего начались работы по спасению дачи В.Ф. Громова, — возведение вокруг здания деревянных «коренных» лесов с временной дублирующей кровлей. Это помогло защитить деревянную постройку от атмосферных воздействий. Для проведения дальнейших работ по срубу здания была снята декоративная обшивка со всех фасадов: каждый элемент был промаркирован, упакован и отправлен на реставрацию.

В том же году специалистами проведены работы по укреплению фундамента и расчистке здания, в том числе и подвалов. В процессе расчистки в интерьерах усадьбы была обнаружена уникальная живопись, в подвале — мраморные скульптуры и гипсовый бюст (скорее всего, отца бывшего владельца дачи, купца Федула Григорьевича Громова). Выяснилось, что найденная живопись была закрашена масляной краской в советский период эксплуатации здания.

2017 год

Реставрация старинной усадьбы продолжилась. Специалисты перешли к восстановлению несущей способности конструктивных элементов здания. Были отреставрированы деревянные срубы стен, балки междуэтажных перекрытий, стропильная система, произведена замена кровельного покрытия.

При реставрации деревянного сруба осуществлена замена деструктированных элементов. Стыковка протезируемых участков венцов сруба выполнена в технике «голландский зуб».

Кроме того, были проведены реставрация всех колод оконных и дверных проемов с восстановлением их полного сечения, замена утраченных элементов балок, ремонтно‐восстановительные работы на западной и северной террасах‐верандах. Деревянные элементы и конструкции прошли тщательную антисептическую и антипиренную обработку, что в существующих климатических условиях Петербурга имеет огромное значение.

2018 год

Работы сконцентрированы главным образом на фасадах исторического здания. Специалисты заняты реставрацией деревянной декоративной обшивки южного и западного фасада, реставрацией и воссозданием оконных заполнений и металлического декора — оконных решеток и козырьков над входами. Параллельно ведется реставрация чугунного козырька над главным входом южного фасада с воссозданием утраченных фрагментов декора: волют, грифонов на опорных столбах, ограждения крыльца.

Внимание реставраторов сосредоточено и на кованых оконных решетках. Каждая историческая решетка расчищается методом СВАО, воссоздаются утраченный декор и крепежные элементы. Помимо этого, производятся расчистки от многослойных масляных окрасок и докомпоновка утрат деревянных окон западного эркера. Окна имеют частично сохранившееся подлинное витражное остекление. Воссоздание оконных заполнений и латунной фурнитуры выполняется по историческим аналогам.

2019 год

Компанией выполнены работы по реставрации столярных заполнений, крылец и приямка с устройством наружной гидроизоляции и отмостки. Также выполнены работы по реставрации северного фасада здания и окраске кровли.

Все фасады здания имеют ассиметричную композицию. Архитектурно‐художественное решение фасадов сохранилось без значительных изменений. В конце XIX века были зашиты террасы‐веранды первого и второго этажей. В советский период постепенно происходила утрата наружных металлических решеток и чугунных ограждений.

В процессе производства работ на потолке террасы ризалита северного фасада обнаружена цветная масляная живопись орнаментального характера, выполненная в трафаретной технике. Живопись имеет высокую степень сохранности, в советское время была закрашена масляной краской. Специалистами принято решение о консервации живописи для дальнейшей реставрации.

Лицевой, южный фасад со стороны улицы Академика Павлова акцентирован крыльцом парадного входа с металлическим козырьком на чугунных литых колоннах, расположенных по центральной оси ризалита. Ступени и площадка крыльца из путиловского камня.

Металлодекор крыльца был демонтирован в 2018 году, реставрировался в условиях мастерской. Ни одна из металлических фигур грифонов на колоннах не сохранилась, они воссозданы на основе аналогов, размеры фигур определены по сохранившимся крепежным элементам.

Также была выполнена реставрация самого крыльца: поверхность известнякового цоколя расчищена воздушно‐абразивным методом, удалены биопоражения, восполнены утраты, нанесена защитная пропитка.

Объект на карте

Загрузка карты...